Политика есть искусство управления обществом - первородный смысл, когда не было науки, сейчас же требуется уже не только наука управления, но и метанаука.

  Рассмотрим системно-схематично то, за что берутся «политики» с древнейших времен.

 

Они берутся организовать то, что возможно организовать лишь метаУмом*, отражающим (знающим) организуемую сущность. Но они смело занимают место этого Ума и делают то, что мы уже знаем из истории этих дел.

 Великие Единицы соци-ума все еще не соединяются и не образуют деятельный комплекс для возвышения политического мышления (тезис – антитезис – синтез). Полезно проследить этот коренной парадокс социогенеза по истории науки и философии, начиная, к примеру, с наиболее выдающегося общественного деятеля Андре-Мари Ампера (иссл. Белькинд Л.Д.). Но, это домашнее задание, а здесь рассмотрим животворящий источник общественного могущества и процветания: Единичный функциональный потенциал общественно полезной деятельности, -  мал золотник, да дорог  (для  устройства  в целом).

(Для просмотра рисунков использовать браузер IE)

 

 

 

 

 

Функциональный потенциал народа надо не только сохранять, но и развивать в общественно полезных направлениях. А.И.Солженицын напомнил недавно (в телеинтервью) о «сбережении народа» - национальной идее, предложенной российскому самодержавию, - неважно кем, важно подумать о ней системно.   Политические лидеры не устанавливают конституционный императив общественно полезного обеспечения народа (для сохранения и развития объективно необходимого функционального потенциала), они устанавливают «экономику», такую, которую им навязывают политические факторы и собственные знания, идеи, мифы.  Далее.

 

·         -  Понятие Ума. На основании теоретической биологии, кибернетики и прочих наук о движении живых организаций (систем), к которым относятся также человек и общество, как метаорганизм и метаорганизация, формируется понимание Ума, которое можно выразить следующим кратким определением. Ум есть комплекс, определяющий управление (само)движением живой организации (системы, или интеллектуальной машины) в изменяющихся условиях окружающего мира (которые определяют непосредственную окружающую среду).

·         Если рассматривать общество как живую метаорганизацию (а в системных исследованиях это парадигмальное основание), то  обнаруживается фундаментальный парадокс социогенеза: традиционное воспроизводство адекватного комплекса управления в молодом обществе (совет старейшин, самый опытный вождь и т. п.) было вытеснено властно-силовыми  и властно-денежными процессами воспроизводства, которые формировали известные из истории предгосударственные и государственные комплексы. Действительно научная история государства как такового в этом сущностном плане, насколько мне известно, еще не написана.