Политика есть
искусство управления обществом - первородный смысл, когда не было науки, сейчас же требуется уже не
только наука управления, но и метанаука.
Рассмотрим системно-схематично то, за что берутся «политики» с
древнейших времен.
Они берутся организовать то, что возможно организовать лишь метаУмом*, отражающим (знающим) организуемую сущность. Но они смело занимают место этого Ума и делают то, что мы уже знаем из истории этих дел.
Великие Единицы соци-ума все еще не соединяются и не образуют деятельный комплекс для возвышения политического мышления (тезис – антитезис – синтез). Полезно проследить этот коренной парадокс социогенеза по истории науки и философии, начиная, к примеру, с наиболее выдающегося общественного деятеля Андре-Мари Ампера (иссл. Белькинд Л.Д.). Но, это домашнее задание, а здесь рассмотрим животворящий источник общественного могущества и процветания: Единичный функциональный потенциал общественно полезной деятельности, - мал золотник, да дорог (для устройства в целом).
(Для просмотра рисунков использовать браузер IE)
Функциональный потенциал народа надо не только сохранять, но и развивать в общественно полезных направлениях. А.И.Солженицын напомнил недавно (в телеинтервью) о «сбережении народа» - национальной идее, предложенной российскому самодержавию, - неважно кем, важно подумать о ней системно. Политические лидеры не устанавливают конституционный императив общественно полезного обеспечения народа (для сохранения и развития объективно необходимого функционального потенциала), они устанавливают «экономику», такую, которую им навязывают политические факторы и собственные знания, идеи, мифы. Далее. |
·
- Понятие Ума. На основании
теоретической биологии, кибернетики и прочих наук о движении живых организаций
(систем), к которым относятся также человек и общество, как метаорганизм и
метаорганизация, формируется понимание Ума, которое можно выразить следующим
кратким определением. Ум есть комплекс, определяющий управление
(само)движением живой организации (системы, или интеллектуальной машины) в
изменяющихся условиях окружающего мира (которые определяют непосредственную
окружающую среду).
·
Если рассматривать общество
как живую метаорганизацию (а в системных исследованиях это парадигмальное
основание), то обнаруживается
фундаментальный парадокс социогенеза: традиционное воспроизводство адекватного
комплекса управления в молодом обществе (совет старейшин, самый опытный вождь и
т. п.) было вытеснено властно-силовыми и
властно-денежными процессами воспроизводства, которые формировали известные из
истории предгосударственные и государственные комплексы. Действительно научная
история государства как такового в этом сущностном плане, насколько мне
известно, еще не написана.